Насколько объективно Настоящее время?
Настоящее время – известный русскоязычный канал и медиасеть. Первоначально это была тридцатиминутная программа на радио «Свобода» и Голосе Америки, посвященная конфликту на территории Украины. Она шла с 14 октября 2014 года. В 2016 году медиакорпорация RFE/RL (Радио Свободная Европа/Радио Свобода) при участии «Голоса Америки» решили расширить проект и превратить его в полноценный спутниковый телеканал.
В последующем он вырос в крупную медиасеть. Редакция Настоящего времени базируется в Праге (Чехия), а её корреспонденты работают во всех странах СНГ.
Настоящее время позиционирует себя, как независимое СМИ. При этом на ее официальном сайте указано, что их учредитель — RFE/RL (Радио Свободная Европа/Радио Свобода) финансируется с помощью грантов Конгресса США через Агентство по глобальным медиа (USAGM). Там же подчеркнуто, что представителям американского правительства, включая главу Совета управляющих по вопросам вещания, запрещено вмешиваться в работу журналистов.
Любой, кто разбирается в работе редакций крупных СМИ и знаком с их структурой скажет, что это не правдоподобно. Если это крупное издательство у него есть один или несколько главных редакторов и один директор. Редактора отвечают за качество подготовки контента, а директор взаимодействует с владельцами, учредителями или инвесторами редакции. Это типовая структура и ее придерживаются практически все в любой стране мира. Проще говоря, директор — это буфер между творческим персоналом и теми, кто дает деньги. Так если телеканала не удовлетворяет целям и требованиям своих учредителей и инвесторов им даже не нужно его закрывать, достаточно просто перекрыть денежный поток. У каждой редакции должно быть, как минимум несколько источников финансирования иначе ей не выжить. Примером служит период локдауна во время пандемии коронавируса. Всего за два года по всему миру закрылись тысячи газет, новостных веб-сайтов и журналов. У их владельцев и инвесторов просто не было денег на поддержание их работы.
С уверенностью можно сказать одно, у этой медиасети нет проблем с финансированием. Ни один журналист не будет работать бесплатно, а тем более рисковать своей жизнью в горячих точках. Сейчас только в Казахстане во время беспорядков свои репортажи готовит целая команда журналистов Настоящего времени. Телеканал и YouTube-канал издательства работают круглосуточно, передавая новости из Казахстана. Журналисты уже успели взять интервью практически у всех казахских оппозиционеров, как внутри, так и за пределами страны. В одном из репортажей им удалось разговорит оппозиционера в бегах Мухтара Аблязова. Как оказалось, он хорошо знает планы и стратегию протестующих.
По словам Аблязова, вначале протестующие захватят все правительственные учреждения в стране, а потом свергнут существующую власть. Он уверен, что страна должна поменять свое политическое устройство и полностью упразднить должность президента.
Что же касается качества контента, то он готовится и подается на высочайшем профессиональном уровне. Есть ли в нем пропаганда? Разумеется, но очень грамотная, основанная на подборе фактов. Здесь нет откровенных перегибов, призывов, либо глупых фейков. Все делается намного умнее и тоньше, чем на центральных российских каналах. Пропаганда не дается на прямую, а внедряется в сознание за счет продуманного подбора фактов и акцентов. У человека создается иллюзия, что он сам пришел к соответствующему решению. Такой подход намного эффективнее, и он уже описан во всех современных учебниках по журналистике, рекламе и пропаганде. Действительно сейчас люди стали искушеннее и уже насыщены информацией. В этом плане умная пропаганда Настоящего времени кажется эталонной. На ее фоне пропаганда советского типа, культивируемая официальными российскими телеканалами, выглядит противно.
Именно поэтому 5 декабря 2017 года Министерство юстиций России внесло телеканал Настоящее время в реестр СМИ — «иностранных агентов». Также в августе 2020 года журналиста канала Романа Васюковича лишили аккредитации в Республике Беларусь.
У СМИ сейчас стало модно причислять себя к независимым и некоммерческим. При этом некоторые из них имеют представительства во всех странах СНГ и устраивают мероприятия стоимостью в сотни тысяч долларов. Те, кто знаком с деятельностью по-настоящему независимых издательств знает в каком сложном финансовом положении они находятся. Обычно им с трудом удается содержать даже небольшой коллектив энтузиастов. Конкуренция настолько велика, что даже популярные телеканалы или веб-сайты с трудом выживают за счет рекламы и партнерских программ.