Лайкомания, или Почему мы зависим от мнения незнакомцев
Ежедневно россияне загружают тысячи видео на серверы TikTok и YouTube. Для некоторых это стало ежедневным ритуалом и способом самовыражения, другие мечтают о карьере популярного блогера, а вот у третьих развилась опасная зависимость.
Все мы пытаемся выделиться из толпы и показать себя обществу. Причины, которые могут толкнуть нас на неоднозначное поведение ради общественного внимания, давно известны. Мы – существа социальные, а значит наше положение в обществе влияет на перспективы выживания. В нас все еще бушуют древние инстинкты, которые продолжают порождать новые дурные привычки и зависимости.
К манипулированию общественным сознанием с помощью публичного «Мне нравится» прибегали еще в Древней Греции. Авторы постановок нанимали зрителей, которые выражали громкие восторги игре актеров, а на представлениях конкурентов, наоборот, свистели, улюлюкали и закидывали несчастных гнилой едой.
На протяжении шести последних лет психологи изучают феномен лайкомании. Лайки завоевали интернет в 2010 году. Впервые они появились в соцсети Surfbook – детище голландского программиста Йоханнеса ван дер Меера. Она была основана на технологиях, патенты на которые голландец подал в 1998 году. С помощью кнопки «Мне нравится» пользователи делились информацией с друзьями, одобряли чужие сообщения и ссылались на внешнюю информацию. В Facebook (владелец соцсети Meta Platform признана экстремистской организацией и запрещена), это внедрили лишь в 2010-м. Представители ван дер Меера подали на Facebook иск за кражу идеи, но мало того, что проиграли во всех судах, так еще и лишились своих патентов.
Ученые отмечают, что такого рода виртуальное поощрение действует на уязвимый мозг примерно так же, как стакан водки на алкоголика или доза адреналина на экстремала. То есть налицо – натуральная зависимость, разве что не столь разрушительная для тела. Удивительно, но появление очередного сердечка под интернет-постом может привести организм его автора к выплеску целого гормонального «компота». Дофамин даст чувство удовлетворения, эндорфины – радость от того, что тебя любят и выделяют среди других, серотонин наделит чувством социальной значимости. В общем, ощущение, что жизнь удалась, гарантировано. Обратная схема тоже работает: автор неудачного поста, не дождавшись заветного одобрения от аудитории, отхватывает дозу кортизола – гормона стресса, ответственного за бессонницу и депрессии.
Ну что за ерунда, возмутится скептик. Стрессовать и не спать ночами из-за того, что какой-то незнакомец пожалел лайк под твоим постом? Да похоже, не такая уж и ерунда. Если верить статистике, собранной компанией «Лаборатория Касперского», соцсетью «Одноклассники» и видеохостингом YouTube, зависимость от лайков поразила уже 24 процента населения планеты. При этом мужчины чаще, чем женщины, боятся собрать слишком мало поднятых вверх пальцев и готовы ради них на всякие интернет-гадости. Ради мимолетной славы они могут рассказать о коллеге что-то нелицеприятное, запостить фото нетрезвого друга или конфиденциальную информацию о работодателе, наврать о шикарном отдыхе или якобы собственной крутой машине.
И это речь об уже заболевших, а сколько находятся в состоянии перехода? Если учесть, что половина землян является активными пользователями соцсетей и каждый день в мире появляется 500 миллионов твитов, 10 миллиардов пересылок в Facebook и более миллиарда часов просмотра видео на YouTube, размеры проблемы вырастают до поистине планетарных масштабов.
По данным антропологов, лайк – это не про глупость, а тягу к социальному взаимодействию, стародавней потребности собираться группами, получать признание среди себе подобных и карабкаться к вершине иерархической лестницы. Соцсети с их кнопками «социального поглаживания» и монетизацией прекрасно отвечают этому древнему зову.
Те же антропологи заметили и еще одну странность. Наличие лайков под фотографиями заставляет разглядывающих их сильнее концентрировать внимание на контенте и тоже в итоге нажимать на кнопку с сердечком. Как будто кто-то, сидящий в голове испытуемого, нашептывает ему: «Смотри, скольким людям это нравится. Значит, это важно. Не будь изгоем – подчинись большинству!». А вот просмотр изображений с малым количеством лайков возбуждает мозг не так сильно – там и внимание порассеяннее, и тяга к поощрению поста невелика.
Третий древний социальный паттерн, который открыли в головах пользователей ученые, касается жажды поддержки. Иногда люди ставят лайк, чтобы поддержать его автора. При оказании помощи кому-либо центры удовольствия активизируются ничуть не слабее, чем у объекта его внимания, даже если это просто клик одобрения по интернет-значку. Если подумать, это тоже из эволюционного «детства» человечества.
Следует знать, что любая искусственная зависимость оказывается пагубной при отсутствии других ценностей, поэтому главной защитой от зависимостей всегда было саморазвитие.