YouTube

Лайкомания, или Почему мы зависим от мнения незнакомцев

Ежедневно россияне загружают тысячи видео на серверы TikTok и YouTube. Для некоторых это стало ежедневным ритуалом и способом самовыражения, другие мечтают о карьере популярного блогера, а вот у третьих развилась опасная зависимость.

Все мы пытаемся выделиться из толпы и показать себя обществу. Причины, которые могут толкнуть нас на неоднозначное поведение ради общественного внимания, давно известны. Мы – существа социальные, а значит наше положение в обществе влияет на перспективы выживания. В нас все еще бушуют древние инстинкты, которые продолжают порождать новые дурные привычки и зависимости.

К манипулированию общественным сознанием с помощью публичного «Мне нравится» прибегали еще в Древней Греции. Авторы постановок нанимали зрителей, которые выражали громкие восторги игре актеров, а на представлениях конкурентов, наоборот, свистели, улюлюкали и закидывали несчастных гнилой едой.

На протяжении шести последних лет психологи изучают феномен лайкомании. Лайки завоевали интернет в 2010 году. Впервые они появились в соцсети Surfbook – детище голландского программиста Йоханнеса ван дер Меера. Она была основана на технологиях, патенты на которые голландец подал в 1998 году. С помощью кнопки «Мне нравится» пользователи делились информацией с друзьями, одобряли чужие сообщения и ссылались на внешнюю информацию. В Facebook (владелец соцсети Meta Platform признана экстремистской организацией и запрещена), это внедрили лишь в 2010-м. Представители ван дер Меера подали на Facebook иск за кражу идеи, но мало того, что проиграли во всех судах, так еще и лишились своих патентов.

Лайкомания

Ученые отмечают, что такого рода виртуальное поощрение действует на уязвимый мозг примерно так же, как стакан водки на алкоголика или доза адреналина на экстремала. То есть налицо – натуральная зависимость, разве что не столь разрушительная для тела. Удивительно, но появление очередного сердечка под интернет-постом может привести организм его автора к выплеску целого гормонального «компота». Дофамин даст чувство удовлетворения, эндорфины – радость от того, что тебя любят и выделяют среди других, серотонин наделит чувством социальной значимости. В общем, ощущение, что жизнь удалась, гарантировано. Обратная схема тоже работает: автор неудачного поста, не дождавшись заветного одобрения от аудитории, отхватывает дозу кортизола – гормона стресса, ответственного за бессонницу и депрессии.

Ну что за ерунда, возмутится скептик. Стрессовать и не спать ночами из-за того, что какой-то незнакомец пожалел лайк под твоим постом? Да похоже, не такая уж и ерунда. Если верить статистике, собранной компанией «Лаборатория Касперского», соцсетью «Одноклассники» и видеохостингом YouTube, зависимость от лайков поразила уже 24 процента населения планеты. При этом мужчины чаще, чем женщины, боятся собрать слишком мало поднятых вверх пальцев и готовы ради них на всякие интернет-гадости. Ради мимолетной славы они могут рассказать о коллеге что-то нелицеприятное, запостить фото нетрезвого друга или конфиденциальную информацию о работодателе, наврать о шикарном отдыхе или якобы собственной крутой машине.

И это речь об уже заболевших, а сколько находятся в состоянии перехода? Если учесть, что половина землян является активными пользователями соцсетей и каждый день в мире появляется 500 миллионов твитов, 10 миллиардов пересылок в Facebook и более миллиарда часов просмотра видео на YouTube, размеры проблемы вырастают до поистине планетарных масштабов.

По данным антропологов, лайк – это не про глупость, а тягу к социальному взаимодействию, стародавней потребности собираться группами, получать признание среди себе подобных и карабкаться к вершине иерархической лестницы. Соцсети с их кнопками «социального поглаживания» и монетизацией прекрасно отвечают этому древнему зову.

Те же антропологи заметили и еще одну странность. Наличие лайков под фотографиями заставляет разглядывающих их сильнее концентрировать внимание на контенте и тоже в итоге нажимать на кнопку с сердечком. Как будто кто-то, сидящий в голове испытуемого, нашептывает ему: «Смотри, скольким людям это нравится. Значит, это важно. Не будь изгоем – подчинись большинству!». А вот просмотр изображений с малым количеством лайков возбуждает мозг не так сильно – там и внимание порассеяннее, и тяга к поощрению поста невелика.

Третий древний социальный паттерн, который открыли в головах пользователей ученые, касается жажды поддержки. Иногда люди ставят лайк, чтобы поддержать его автора. При оказании помощи кому-либо центры удовольствия активизируются ничуть не слабее, чем у объекта его внимания, даже если это просто клик одобрения по интернет-значку. Если подумать, это тоже из эволюционного «детства» человечества.

Следует знать, что любая искусственная зависимость оказывается пагубной при отсутствии других ценностей, поэтому главной защитой от зависимостей всегда было саморазвитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru