Elden Ring стал лучшей игрой 2022-го года
На ежегодной церемонии награждения The Game Awards 2022 лучшей игрой 2020-го года был выбран Elden Ring. Игровой Оскар был вручен создателю игры Хидэтака Миядзаки. Elden Ring — компьютерная игра в жанре action/RPG с открытым миром, разработанная японской компанией FromSoftware и изданная компанией Bandai Namco Entertainment для платформ Windows, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One и Xbox Series X/S. Руководителем разработки игры является Хидэтака Миядзаки, а американский писатель Джордж Мартин, известный по циклу книг «Песнь льда и огня», выступил консультантом и соавтором сценария.
Подобно серии Souls, сеттинг Elden Ring представляет собой фэнтези в западном духе. Действие игры происходит в Междуземье — стране «за завесой тумана», которой с давних пор правила королева Марика Вечная. В Междуземье воля его правителей — богов и полубогов — определяет саму реальность. Так, Марика некогда отменила естественную «предначертанную смерть» — большинство обитателей Междуземья не могут умереть своей смертью; как и в серии Souls, большинство обитателей мира больше напоминают живых мертвецов, давно растерявших остатки разума. Источником власти Марики и является заглавное Кольцо Элдена — волшебный объект, состоящий из нескольких Великих Рун и диктующий законы мироздания. Его на землю ниспослала Великая Воля — один из космических Внешних Богов, существующих где-то за пределами Междуземья.
Марика разрушила старые королевства людей, драконов и великанов, когда-то находившиеся в Междуземье, и установила свой «Золотой порядок» — одновременно церковь, государственный режим и систему законов мироздания. Средоточием Золотого порядка стало Древо Эрд — колоссальных размеров дерево в центре Междуземья. В дальнейшем Марика вела войны, чтобы подчинить и другие страны Золотому порядку и своей власти; для этого ей нужен был муж-консорт — этот консорт носил титул Повелителя Элдена и возглавлял армию Марики. От первого мужа Годфри Марика родила детей-полубогов Годвина, Морготта и Мога; позже она изгнала Годфри и взяла в мужья другого лорда, Радагона, который ради Марики оставил свою жену Ренналу, но дети Радагона и Ренналы — Рикард, Радан и Ранни — также приобрели статус полубогов. У Радагона и Марики было ещё двое детей — Микелла и Маления, тоже полубоги.
В своё время Руна Смерти — часть Кольца Элдена — была отделена Марикой и передана на хранение её единокровному брату Маликету, получеловеку-полузверю. Некто похитил эту руну, дававшую власть над смертью, и в «Ночь Чёрных Ножей» убил первенца Марики, Годвина Золотого. В последующем Марика разбила Кольцо на отдельные руны; Радагон пытался воссоединить его, но не смог. После исчезновения Марики и Радагона в Междуземье началось смутное время, известное как Раскол; разные полубоги пытались завладеть осколками Кольца — Великими Рунами; пытались переписывать реальность, как это раньше делала Марика, присягали на верность Внешним Богам или вступали в войну друг с другом. Золотой порядок распался, и никто не мог занять трон Повелителя Элдена. В Междуземье действуют и другие силы — например, Яростное Пламя, ещё один Внешний Бог, враждебный Великой Воле.
Главный герой игры — Погасший, воин откуда-то извне Междуземья. Погасшие способны видеть «благодать» — особый золотой свет, связанный с Великой Волей и Кольцом Элдена; конечная цель каждого Погасшего — стать новым Повелителем Элдена, восстановить Кольцо и занять трон Междуземья, но пока что это не удалось никому. У Погасших есть своя крепость Круглого стола; ко временам игры и она, как и Междуземье, пришла в упадок. Обычно Погасших направляют Два Пальца — посланец Великой Воли — и служащие ему «девы пальцев», но главный герой не получил такой девы. В начале игры незнакомка Мелина предлагает герою соглашение — она займет место «девы пальцев», а герой поможет Мелине в её собственном путешествии к Древу Эрд.
Геймплей
Elden Ring представляет собой action/RPG от третьего лица с большим количеством разнообразного вооружения, предметов и способов сражаться с врагами — даже большим, чем в серии Souls. Хотя игра и не имеет прямой связи с этой серией, с точки зрения игрового процесса она в большой степени основана на Dark Souls. По сравнению с Sekiro: Shadows Die Twice, предыдущей игрой студии, Elden Ring имеет больший упор на RPG-элементы и меньший — на action; в отличие от Sekiro, где под управлением игрока находился заранее определённый герой, в Elden Ring игрок может создать и настроить своего уникального персонажа. Подобно предыдущим играм FromSoftware, в Elden Ring есть шкала выносливости — запаса сил персонажа, которые он может потратить на удары или бег; тем не менее, эта шкала не так сильно влияет на игровой процесс, как в серии Souls, где исчерпание выносливости делало персонажа беспомощным перед лицом врагов. В игре есть около сотни навыков, которые игровой персонаж может изучить и использовать; в отличие от серии Souls, эти навыки не привязаны к тому или другому оружию, и игрок может сочетать различные навыки с различным оружием. Один из таких навыков позволяет призвать духи ранее убитых врагов, заставив их сражаться с другими противниками. Игровой персонаж может передвигаться скрытно, оставаясь невидимым для врагов, и, например, прятаться в высокой траве — игрок может скрытно атаковать врагов, нанеся большой урон ударом в спину, оценить ситуацию и приготовиться к вступлению в бой или вообще избежать сражения, тихо миновав опасных противников.
Elden Ring — игра с открытым миром; по словам Хидэтаки Миядзаки, в его понимании это «большое открытое пространство», которое можно свободно исследовать. Этот открытый мир должен содержать различные опасности и области, которые можно исследовать, в том числе многоуровневые замки с запутанной планировкой. Игровой персонаж может передвигаться по открытому миру верхом на лошади. Неотъемлемую часть игры составляют бои с уникальными и пугающими боссами. В отличие от многих компьютерных ролевых игр, в Elden Ring нет мирных поселений с дружественными неигровыми персонажами — персонаж может наткнуться лишь на руины деревень. Междуземье состоит из шести разных областей, каждая из которых находится под властью того или другого из полубогов. Хотя игра — по крайней мере, в начале — и подталкивает игрока к тому, чтобы двигаться определённым путем, он может и отклониться от этого пути и уйти в совсем другую область мира. В каждой из этих областей игрок также волен выполнять игровые задания в том порядке, в котором пожелает. В каждой области мира есть одно большое подземелье и также множество других более мелких катакомб и замков. В игре есть центральная локация-«хаб», подобная Храму Огня из Dark Souls — в неё игрок возвращается неоднократно. Игра включает в себя систему быстрых путешествий, позволяющих мгновенно вернуться в уже посещённые места. Как и игры серии Souls, Elden Ring содержит несколько возможных концовок и «Новую игру+» — режим для повторных прохождений игры.
Разработка
Разработка Elden Ring началась в 2017 году после завершения работы над дополнениями к Dark Souls III, одной из предыдущих игр студии. FromSoftware желала создать новую action/RPG в стиле тёмного фэнтези, где можно было бы реализовать новые задумки, неподходящие для серии Souls. Как и в других последних проектах FromSoftware, Миядзаки осуществляет только самое общее руководство различными аспектами геймдизайна, художественного дизайна и музыки, но старается донести свое видение разрабатываемой игры до подчиненных руководителей и сотрудников. Миядзаки называл Elden Ring крупнейшим — по наполнению, масштабам и свободе исследования мира игры — проектом, который когда-либо разрабатывала студия FromSoftware. По словам Миядзаки, миру и сюжету игры присуща «тьма», но важной темой также является «воля человечества, или его честолюбие».
Решение перейти от ограниченных по размерам уровней, как в предыдущих играх FromSoftware, к большому открытому миру было вызвано несколькими причинами — показать мир игры и его предысторию в больших масштабах, чем прежде, сделать исследование мира более свободным и глубоким, а битвы с врагами — более разнообразными. Среди игр других разработчиков, повлиявших на дизайн Elden Ring, Миядзаки называл серию The Elder Scrolls, «Ведьмак 3: Дикая Охота» и The Legend of Zelda: Breath of the Wild — игры с открытым миром, которые разработчик называл «классикой жанра». По сравнению с мрачными играми Dark Souls мир Elden Ring заметно ярче, в нём гуще растительность и больше красок — по задумке разработчиков, даже нынешнее состояние Срединных земель должно напоминать об ушедшем в прошлое золотом веке. Делая картинку на экране более живописной, разработчики хотели вдохнуть в игру дух высокого фэнтези.
Участие Джорджа Мартина
Писатель Джордж Мартин составил для Elden Ring мифологию вымышленного мира и прописал предыстории боссов-полубогов
Миядзаки задолго до разработки Elden Ring восхищался книгами Джорджа Мартина и рекомендовал их другим сотрудникам студии. Зная об этом увлечении начальника, исполнительный директор студии Эйти Накадзима связался с Мартином с предложением о сотрудничестве; хотя японские разработчики ожидали, что писатель ответит отказом, тот согласился сотрудничать. Мартин поддержал первоначальные задумки Миядзаки, и они провели множество творческих бесед — на их основе писатель составил мифологию будущего мира «со множеством интересных персонажей и драматических моментов, тайн и загадок». Мартин не описывал собственно события Elden Ring, а скорее историю мира, события, которые произошли до начала игры; Миядзаки сравнивал написанные американским писателем тексты с руководством для мастера в настольной ролевой игре — они служили для сотрудников студии путеводителем по миру Elden Ring. Участие американского писателя в разработке должно было оставаться в тайне, но в 2019 году в прессе начали курсировать слухи о том, что FromSoftware работает вместе с Мартином над игрой под рабочим названием Great Rune или GR — упоминания этой пока неизвестной игры нашли в файлах Sekiro: Shadows Die Twice, другой игры FromSoftware; Мартин косвенно подтверждал эти слухи, сообщив в своем блоге, что консультировал разработчика видеоигр из Японии. В 2021 году писатель объяснял, что японские разработчики обратились к нему именно с просьбой «построить мир», и его часть работы над игрой закончилась «годы назад» — он не принимал участия в последующей разработке.
Само название «Междуземье» (англ. The Lands Between) для мира игры — в отличие от названий типа «Лордран» или «Дранглик» из предыдущих игр FromSoftware — предложил именно Мартин. Мартин придумал основных боссов игры — полубогов — и прописал им предыстории. Хотя в нынешнем состоянии полубоги безумны, у каждого из них есть и героическая, мифологическая сторона[7]. Мартин прописывал этих персонажей именно как людей, создавая «человеческую» драму в декорациях классического фэнтези, но в игре эти персонажи — уродливые и пугающие чудовища, более подходящие на роли боссов. Миядзаки говорил, что американский писатель, возможно, будет потрясён этим превращением, но для него самого превращать придуманных Мартином героев в чудовищ-боссов было очень весело. Для Миядзаки любимым героем из числа придуманных Мартином стал Рикард. Обозреватель PC Gamer Джонатан Болдинг обратил внимание, что все боги и полубоги игры непременно носят имена, начинающиеся с букв G, R или M — инициалов Джорджа Мартина (George Raymond Richard Martin). Сам Мартин, впрочем, отвергал эту догадку — по словам писателя, он и до Elden Ring давал героям своих книг имена «и на G, и на R, и на M, и на все остальные двадцать три буквы [английского] алфавита»; прятать свои инициалы в игре ему было незачем — его имя и так стоит на обложке.
Выпуск
Игра была анонсирована на выставке Electronic Entertainment Expo в Лос-Анджелесе в 2019 году. В рамках открывающего шоу Summer Game Fest с Джеффом Кили на Electronic Entertainment Expo 2021 был показан ролик с геймплейными кадрами игры, а также была объявлена дата релиза — 21 января 2022 года, однако в октябре 2021 года релиз игры перенесли на 25 февраля 2022 года. Помимо ПК и восьмого поколения консолей было также объявлено о выпуске игры на консолях девятого поколения — PlayStation 5 и Xbox Series X/S, причём обновление до версий для новых консолей является бесплатным.
Отзывы и продажи
По данным агрегатора рецензий Metacritic, Elden Ring получила «всеобщее признание критиков». В феврале 2022 года она вошла в число наиболее высоко оценённых прессой игр — лишь немногие игры на Metacritic имели более высокие средние оценки за всю историю сайта, а на OpenCritic игра делила с Super Mario Odyssey наибольшую на этом агрегаторе оценку 97/100; впрочем, по мере поступления новых рецензий средние оценки Elden Ring несколько снизились.
Игра получила множество наград от различных изданий. На церемонии Golden Joystick Award 2022 года получила четыре награды из пяти заявленных номинаций: «Игра года», «Выбор критиков», «Лучшая многопользовательская игра», «Лучший дизайн». Студия-разработчик FromSoftware также получила награду в номинации «Студия года».
Продажи
16 марта 2022 года разработчики объявили о продажах игры в 12 млн копий, с учётом цифровых продаж и коробочных изданий, отгруженных в магазины. Согласно отчету Bandai Namco по итогам финансового года, заканчивающегося в марте 2022 года, общие продажи чуть более чем за месяц достигли 13,4 миллиона копий. Elden Ring стала самой быстро раскупаемой игрой FromSoftware — её продажи за первый месяц почти втрое превысили 5-миллионные продажи Sekiro: Shadows Die Twice за первый месяц, стали больше, чем общие 10-миллионные продажи Dark Souls III за всё время с момента выхода и достигли почти половины совокупных продаж всей серии Souls за всю её историю.