До появления сервиса TikTok самым популярным блогером в социальных сетях СНГ была Ольга Бузова. Ежемесячно она зарабатывала сотни тысяч долларов на рекламе, размещаемой под ее постами в Instagram. Она стала синонимом успеха для тысяч молодых людей, мечтающих о карьере инфлюэнсера.
Ольгу Бузову начали приглашать на разные образовательные и обучающие мероприятия. Там она делилась секретами построения личного бренда. Те, кто ни разу не заходил на ее аккаунт в Instagram, могут подумать, что ее популярность обусловлена уникальным и полезным контентом. Разумеется, нет. Большинство публикуемых ею постов посвящено ее роскошной жизни и дорогим увлечениям. Даже сами фотографии и видеоролики снимает не она. Этим занимаются профессиональные фотографы и операторы. Над ее образами работают квалифицированные стилисты и визажисты. На пике популярности Бузовой в образовательных целях на ее канал советовали подписаться ведущие всех курсов и тренингов для будущих инфлюэнсеров. По их мнению, там можно было изучить опыт признанного метра Instagram.
Блогинг как стиль жизни
Первые блогеры появились еще в 90-х. Они не получали прибыль со своих веб-сайтов. Их устраивала возможность вещать свои мысли и идеи огромной аудитории. К примеру, один из самых первых популярных блогов рассказывал о вечеринках в Кремниевой долине. Его автор посещала роскошные вечеринки, устраиваемые IT-компаниями, и писала о них на досуге. Все изменилось только в двухтысячные. Интернет стал доступнее во многих странах. Топовые блоги обзавелись многомиллионными аудиториями. Известные бренды не могли их больше игнорировать, и в сферу потекли миллиарды, которые раньше получали только крупные издания. В отличие от консервативных СМИ блогеры представляли свою точку зрения и у них было свое лицо и авторский подход. Деньги во многом и испортили блогинг как явление. В него пришли люди, для которых на первом месте стояли деньги, а не их аудитория. Сейчас достаточно сложно найти каналы в YouTube, сделанные, как говорится, с любовью. Полезный контент чаще встречается на непопулярных каналах, чем на миллионниках. Известные блогеры могут открыто торговать своим мнением или быть зазывалами капперов и электронных казино. Особняком стоят модные блогеры. Это своеобразная элита. Каждый такой блогер пытается набрать аудиторию побольше, а потом заключить рекламный контракт с крупным брендом одежды. Разумеется, они не расскажут об этом своим подписчикам, ведь по сути они превратились в часть пиар-отдела крупной компании.
Со временем люди все же замечают перемены. Это касается даже узких ниш. К примеру, все блогеры, занимающиеся продвижением органической косметики, со временем начинают рекламировать один или несколько коммерческих брендов органической косметики. Люди это замечают и отписываются от них. Тенденция привела к кризису доверия. Уже никто не доверяет крупным инфлюэнсерам и само это слово стало токсичным. Свой подход изменили и компании. Теперь они предпочитают сотрудничать с блогерами с небольшими, но более активными и лояльными аудиториями.
Хочешь, я научу тебя быть инфлюэнсером?
Истории о богатствах и красивой жизни блогеров породили бум блогинга. Как показали опросы, периодически проводимые в СНГ, большая часть молодежи этих стран мечтает стать популярными блогерами.
Как грибы после дождя во всех странах СНГ начали появляться курсы для инфлюэнсеров, дома и продюсеры для блогеров. Так можно ли научить быть инфлюэнсером? Обратимся к определению слова.
Инфлюэнсер (от англ. influence – влияние) в социальных сетях – пользователь, имеющий обширную и лояльную аудиторию. Важны оба свойства: инфлюэнсером называют именно такого блогера, публикации которого оказывают заметное влияние на подписчиков. Понятие тесно перекликается с термином «лидер мнений», предложенным Элиху Кацем и Полом Лазарсфельдом в книге «Личное влияние» (1957 год). Никакие даже самые дорогие курсы не способны научить человека быть интересным для других или создавать увлекательный контент. Никто не даст гарантию, что даже увлекательный и полезный контент позволит блогеру обзавестись большой аудиторией. В YouTube и других видеохостингах, на стриминговых платформах и в соцсетях есть много качественных каналов, страниц и аккаунтов, годами публикующих высококачественный и главное полезный контент. При этом они не могут даже близко подобраться к популярности более примитивных инфлюэнсеров, выкладывающих глупые челленджи, похабные шутки и розыгрыши.
На самом деле не все продюсеры бесполезны. На просторах СНГ самым известным продюсером для блогеров стал Эльф-торговец. Это псевдоним российского продюсера и предпринимателя Ярослава Андреева. Большинству он знаком благодаря спонсорству студии «Кураж-Бамбей», занимающейся озвучкой популярных зарубежных сериалов.
В конце 2016 года он открыл агентство WildJam. Первыми клиентами стали популярные блогеры Дима Масленников и Николай Соболев, а первыми рекламодателями – бренды Danone и Coca-Cola. Через некоторое время к его клиентам добавились блогеры Гусейн Гасанов и Карина Кросс.
В 2020 году Ярослав Андреев начал сотрудничать с TikTok-блогерами Даней Милохиным и Никитой Левинским. По слухам, именно ему обязан своей популярностью Даня Милохин. Весной того же года он запустил свой TikTok-дом Dream Team House по примеру американского дома тиктокеров Hype House.
Его агентство стало выполнять функции музыкального лейбла. Он спродюсировал клип Милохина «Я дома», набравший 21 миллион просмотров в YouTube, и организовал его совместные проекты с Тимати, Джиганом и Николаем Басковым.
TikTok-истерия накрыла Россию
По всему миру прокатилась настоящая TikTok-истерия. По данным компании Cloudflare, социальная сеть TikTok стала самым посещаемым в мире ресурсом в 2021 году, обогнав сайт Google – лидера 2020 года. Платформа для просмотра и создания коротких видеороликов впервые заняла лидирующую позицию ещё в феврале 2021 года и в основном удерживала первенство с августа. В 2020 году соцсеть была на седьмом месте списка.
В стороне не остались и российские пользователи всемирной сети. Всего за год аудитория приложения в России увеличилась в три раза и превысила 40 миллионов. Это не только самая популярная сеть в стране, но и самая критикуемая. От нее не в восторге, как бизнес, так и большинство родителей. Чем же можно объяснить волну негатива? Все просто – основная аудитория сервиса дети. Официально они не могут там зарегистрироваться, но что мешает ребенку создать взрослый аккаунт. Проверять всё равно никто не станет. Некоторые родители проходят регистрацию под своим аккаунтом и просто отдают телефон ребёнку. Разумеется, администрация TikTok это понимает, но продолжает утверждать обратное. Практически на каждом мероприятии сотрудники компании продолжают утверждать, что большинство их пользователей люди в возрасте от 25 до 35 лет. Именно эта возрастная категория считается наиболее платежеспособной. Очевидно, компания пытается доказать, что она может быть интересна для бизнеса.
Истерию подогревают и СМИ, которые любят приводить в пример молодых людей, достигших высот в блогинге, не имея особых знаний и талантов. Как правило, в их распоряжении были только сотовый телефон, интернет и море креатива. И, разумеется, подчеркивается, что такого успеха может достигнуть каждый. Для этого достаточно верить в свою судьбу и никогда не сдаваться. Естественно, в реальной жизни все не так. Подобные истории привели к настоящей TikTok-истерии. Тысячи россиян в надежде прославиться начали выкладывать свой контент. Стоит отметить, что среди публикуемого есть достаточно качественно снятое и смонтированное видео, но также присутствует и откровенно шокирующий контент. Начинающие тиктокеры готовы идти на любые безумства, чтобы заявить о себе и найти новых подписчиков.
В поселке Памяти 13 Борцов под Красноярском в период с 27 октября по 1 ноября 2021 года двое 15-летних подростков поджогли баню, сарай и жилое помещение, принадлежащие их учителю. Сделали это они ради съёмки видео для публикации в TikTok. Семье педагога причинён значительный ущерб. Сумма материального ущерба составила 100 тысяч рублей. Затем несовершеннолетние пытались поджечь дачный дом, также стоящий на участке, однако им помешали. Дом был вовремя потушен прибывшими сотрудниками пожарной части. До инцидента у подростков не было правонарушений, и они не состояли на профилактическом учёте.
До недавнего времени особой популярностью у местных тиктокеров пользовался московский метрополитен. Самые сдержанные из них снимали там свои скетчи, а вот экстремалы прыгали на рельсы или пытались «пробежаться» по мраморным колоннам.
Детская аудитория притянула на TikTok откровенных фриков и сумасшедших. Они снимают опасное для детского сознания обучающие видео. К примеру, на своем канале в YouTube американский консервативный политический комментатор, писатель и юрист Бен Шапиро показал видео с сервиса TikTok на котором выступал парень с явными психическими отклонениями. Он считает себя представителем демонического гендера.
Гендерная теория основывается на самоопределении, поэтому там сейчас много нечеловеческих гендеров. Кого может заинтересовать подобный бред? Разумеется только детей. У детей более слабое критическое сознание. Сейчас TikTok практически завален видео, на котором дети повторяют все за такими фриками.
YouTube постоянно совершенствует свои алгоритмы по борьбе с нежелательным контентом. Опасные каналы закрываются, а неадекватных блогеров банят навсегда. Стоит надеется, что и TikTok когда-нибудь начнет заботиться о безопасности своих пользователей.