Современный менеджмент в погоне за эффективностью и прибылью давно перешел рамки разумного. Крупным компаниям всегда было сложно контролировать деятельность каждого сотрудника. На протяжении уже двух столетий они придумывают для этого все новые методы и технологии.
Здесь не идет речь о контроле нахождения на рабочем месте. Все гораздо сложнее и запутаннее. Одним из первых в промышленность системы контроля эффективности сотрудников начал внедрять Генри Форд. Да, американский изобретатель разработал не только конвейер, но и был пионером во многих сферах.
Великий предприниматель нашел интересное решение для мотивации персонала. Например, ремонтный отдел, на котором лежала высочайшая ответственность, получал зарплату лишь тогда, когда… ничего не делал. Счетчик зарплаты исправно начислял им заветные доллары до тех пор, пока сотрудники подразделения в полном составе прохлаждались в комнате отдыха. Но как только загоралась красная лампочка, что свидетельствовало о поломке, счетчик переставал начислять зарплату, и вся команда, кровно заинтересованная в обратном, мчалась на производственные линии выяснять, что случилось. Стоит ли говорить, что поломки устранялись, как правило, словно по волшебству и вообще случались редко. Все-таки мотивация – важнейшая вещь. И этим тоже занимается менеджмент.
С промышленностью и производством все понятно, но есть сферы, результативность в которых контролировать или стимулировать невозможно. Менеджер с плеткой за спиной программиста или ученого крупного исследовательского центра вряд ли ускорит работу. Смешно, но так дела сейчас обстоят на многих предприятиях. Эффективные менеджеры с отсутствием понимания творческого процесса стремятся ускорить работу сотрудников или повлиять на творческие процессы. Особенно это заметно на примере игровой индустрии. Громкие скандалы по вине эффективных менеджеров здесь случаются по несколько раз в год.
Пожалуй, самым крупным провалом 2020 года стал выход долгожданной игры Cyberpunk 2077 от польской студии CD Projekt. Игра разочаровала геймеров и навсегда подорвала авторитет легендарных создателей «Ведьмака». Позже стало известно, что игра была не готова к релизу, она была сильно забагована, но менеджеры компании заставили ее выпустить. Все это время они продолжали врать геймерам о ее состоянии и развернули по всему миру масштабную рекламную кампанию.
В 2021 году вышел ремейк классической трилогии игр Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition. Разработчики смогли испортить даже то, что работало двадцать лет назад, и игру пришлось снять с продажи. Провал игры был вызван странным подходом менеджеров, решивших сэкономить на разработке, используя нейросети.
Роковым для американской компании Bethesda стал выход игры Fallout 76. Эффективные менеджеры решили, что стоит превратить очередную игру классической серии в игру-сервис. Они также торопили программистов, и Fallout 76 вышел очень сырым. На его доработку ушло еще несколько лет после релиза. В итоге Bethesda не спас даже выход следующей успешной игры и компанию в 2020 году пришлось продать Microsoft.
Можно бесконечно говорить о вреде такого подхода, но история знает и позитивные примеры.
Так, знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн был очень ленив. За это его очень ругала супруга Мария Карловна. Дело дошло до того, что она предъявила ему ультиматум: он будет снимать себе холостую комнату и работать над «Поединком», а она станет навещать его. Иногда. И он может приходить домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том случае, если он предъявит следующую главу повести…
Однажды Куприн принес Марии Карловне несколько старых страниц. Обман раскрылся, и домой писателя стали пускать только после прочтения «работы». Такой своеобразный семейный менеджмент.
В Узбекистане уже давно ведется пропаганда внедрения современного менеджмента и корпоративной культуры. Крупные компании отчитываются об успехах внедрения соответствующих методов и технологий. Насколько они нужны и эффективны – спорный вопрос. В Ташкенте сейчас очень много бизнес-тренеров и курсов, нацеленных на менеджеров всех звеньев и уровней. Зачастую их создатели сами плохо разбираются в теме или знакомы с ней приблизительно. К примеру, популярные несколько лет назад курсы по кайдзен представляли собою скорее обучение обычному тайм-менеджменту. Разумеется, они имели мало общего с реальным кайдзен.
В колыбели менеджмента – на западе он уже давно критикуется. Это повлияло на саму теорию менеджмента. Теперь менеджер должен быть инициативным лидером, не боящимся принимать сложные решения и совершать ошибки. На деле все иначе. На курсах менеджеров обычно учат принимать самые безопасные решения и карабкаться по корпоративной лестнице. Это рождает безынициативность и отсутствие виденья, разрушившие не одну великую компанию.
Все слышали о знаменитом фотоаппарате Polaroid, но мало кто знает, что у него абсолютно другое название. Он получил это название в честь разработавшей его компании. Polaroid Corporation – американская компания, занимающаяся производством фототехники и бытовой электроники, а также разведаппаратуры и разнообразной продукции военного назначения. Наиболее широко известна как разработчик и производитель фотокомплектов одноступенного фотопроцесса, а также фотоаппаратов для съемки на эти комплекты. Polaroid оказался настолько тесно связан с понятием моментальной фотографии, что его бренд долгое время использовался для обозначения самой технологии и снимков, которые называли «полароидными». Проблемы компании начались сразу после смерти ее основателя – ученого и изобретателя Герберта Лэнда.
На смену доктору Лэнду пришли менеджеры. На протяжении десяти последующих лет они сворачивали все перспективные проекты инженеров компании, включая первый в истории цифровой фотоаппарат. Тогда значительную долю прибыли компания получала благодаря продаже фотопленки и новинка грозила разрушить рынок. В итоге цифровые фотоаппараты все же увидели свет, но на них уже стоял чужой логотип. Это уничтожило Polaroid Corporation, и в 2001 году компания объявила о банкротстве. Наследие Герберта Лэнда распродали по частям.
С развитием технологий менеджмент получил новые инструменты для управления сотрудниками. Уже созданы сотни разнообразных компьютерных программ. Они оценивают перспективы сотрудников при трудоустройстве, измеряют эффективность их работы, вовлеченность в процессы и играют главную роль при оптимизации персонала.
Разумеется, большинство компаний не афишируют, что используют алгоритмы для увольнения сотрудников, но имеются и исключения.
В августе 2021 года в интернете активно обсуждалось кадровое решение IT-компании Xsolla. Ее штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе, но большинство сотрудников работают в городе Перми (Россия). Генеральный директор компании Александр Агапитов объявил об увольнении 147 человек на основе больших данных. Анализ активности в почте, чатах, документах и дашбордах показал, что это «невовлеченные» и «малопродуктивные» сотрудники. Причем о своем решении директор сообщил путем общей рассылки, к которой прикрепил пофамильный список уволенных. В списке на увольнение оказались программисты, представители техподдержки, пиарщики, маркетологи, а также бариста. Под сокращение попали даже те, кто очень давно – более 10 лет – работал в Xsolla. Агапитов добавил, что алгоритмом анализа больших данных для кадровых решений компания может воспользоваться и в будущем.
Возможно, современный менеджмент не так уж и плох. В первую очередь он должен создавать порядок. Его противоположность – творческий хаос работает не всегда, и лозунг «Просто сделай» может привести к краху. Все зависит от реализации идей и личностных качеств менеджера. Иногда не стоит винить менеджмент в глупых решениях управленцев.