В июле 2021 года президент Джо Байден издал указ о «поощрении конкуренции» в экономике США. В приказе особо говорится о Big Tech, утверждая, что «сегодня небольшое количество доминирующих интернет-платформ используют свои возможности, чтобы исключить других участников рынка, извлечь монопольную прибыль и собрать конфиденциальную личную информацию, которую они могут использовать в своих интересах».
В ноябре Сенат США внес на рассмотрение законопроект, направленный на антиконкурентные меры среди технологических компаний. В течение 20 лет в Соединенных Штатах не было серьезных случаев монополизации, но этот недавний импульс предполагает, что нынешняя администрация смотрит на это по- иному.
На сегодняшний день все еще существует слишком много серых зон в правилах и неоднозначности среди граждан, чтобы обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства, но с некоторыми изменениями в подходе благие намерения могут привести к новой политике, штрафам и даже судебному преследованию.
За последнее столетие антимонопольное регулирование утратило свою актуальность, и его более широкие цели были оставлены в пользу туманных стандартов, касающихся «благосостояния потребителей». Кислотный тест на антимонопольное законодательство, установленный в 1980-х годах, сводил все к тому, привели ли предполагаемые антимонопольные действия к повышению потребительских цен.
Эта попытка свести антимонопольное законодательство к единому критерию экономических последствий оказалась чрезмерно упрощенной. Защитники этого особого подхода к антимонопольной оценке, основанного на потребительских ценах, называют падение цен на технологии неоспоримым свидетельством превалирующей добросовестной конкуренции.
Ликвидировать технологические монополии будет непросто, но это можно сделать с помощью трехстороннего подхода: блокирование антиконкурентных слияний и поглощений, использование данных в качестве рыночной силы для изменения политики и стимулирование общественного интереса к теме, чтобы граждане могли выбирать, кого это интересует.
Убийца M&A
В эпоху легких денег, с длительными периодами очень мягкой денежно-кредитной политики и сильно завышенными ценами на акции, покупка будущих конкурентов по завышенным ценам теперь является частью бизнес-стратегии.
Примеров предостаточно в мире технологий, и приобретение Facebook Instagram и WhatsApp — неопровержимые примеры. Чрезмерное регулирование действительно убивает инновации, но свободные рынки зависят от регулирования, чтобы оставаться справедливыми и свободными.
Действующий закон предусматривает, что о любой сделке на сумму 92 миллиона долларов и выше необходимо сообщать в Федеральную торговую комиссию и Министерство юстиции для рассмотрения, за некоторыми исключениями.
Учитывая, что одной из заявленных целей приказа Байдена является усиление контроля за слияниями и поглощениями. Потребители могут увидеть, как правительство принимает дополнительные судебные меры для блокирования сделок, которые «существенно снижают конкуренцию».
Предлагаемый законопроект, который заблокирует определенные приобретения, является хорошим признаком признания обеими сторонами, что существует злоупотребление, но планка для правонарушителей остается высокой, особенно когда монополизация данных не считается антиконкурентной. Федеральной торговой комиссии и Министерству юстиции необходимо будет использовать свои возможности для обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства в отношении крупных технологий, что им лучше сделать с этим новым законодательством.
Данные = деньги = рыночная власть
Предложение бесплатных продуктов оказалось тайной стратегией для некоторых технологических гигантов, направленной на накопление других активов — в частности, личной информации о своих ничего не подозревающих «бесплатных» клиентах, — которая не только принесла им огромные потоки прибыли в несколько миллиардов долларов, но и сделала эти компании монополистами именно этих активов. Маркетинг в поисковых системах и реклама в социальных сетях были построены именно таким образом. Такие цифровые активы теперь сдают в аренду всем другим компаниям в качестве налога на их маркетинговые бюджеты — явный пример рыночной власти.
У нас беспрецедентная концентрация в большинстве отраслей, и компании в отраслях с растущей концентрацией на самом деле инвестируют меньше, потому что они могут легче использовать свою рыночную власть.
Однако, когда погода становится ненастной, сторонники самокорректирующихся рынков с готовностью поменяют команду и поддержат чрезвычайные рыночные интервенции, такие как многочисленные действия, предпринятые Федеральной резервной системой во время пандемии для беззастенчивой поддержки рынков.
В указе Байдена приветствуется призыв к Федеральной торговой комиссии установить новые правила онлайн-наблюдения и сбора данных пользователей. Наши технологические гиганты-монополисты уже слишком долго формулируют правила этой игры, потакая легковерным законодателям смехотворными клятвами саморегулирования.
До тех пор, пока массовый сбор и контроль данных не будут должным образом отнесены к категории рыночной власти, рычаги справедливости будут по-прежнему в пользу больших технологий, а не потребителей. В этом случае новая политика и закон будут реализованы только тогда, когда протесты общественности вынудят законодателей взяться за дело.
Изменение публичного повествования
Потребители и граждане в большинстве своем больше всего страдают от слабого соблюдения антимонопольного законодательства и слабой политики. Утрачивая личные данные, переплачивая за услуги или не имея возможности выбирать продукты, монополии тем или иным образом нарушают благосостояние потребителей. Но что они могут сделать?
Указ Байдена является прямым результатом усиления общественного давления в отношении антимонопольного законодательства в этой стране. То же самое и с новым законопроектом Сената. Частные компании все чаще подают иски против монополий в государственные суды, заполненные выборными должностными лицами.
Сейчас это может звучать смешно, но антимонопольное законодательство может стать ведущей темой, на которую политики должны возразить. Значимая реформа антимонопольной политики будет исходить от реформаторов, избранных политическим органом, поэтому голосование за кандидатов, основанное на их взглядах на применение антимонопольного законодательства, будет иметь решающее значение для изменения статус-кво.
Сейчас нам нужно более строгое антимонопольное регулирование и регулирование конфиденциальности. На карту поставлены конфиденциальность и благополучие наших граждан. Антимонопольное законодательство, как и благотворительность, должно начинаться дома.